Дефицитный лот: офисы от 1 тыс. до 3 тыс. кв. м занимают лишь 6% предложения
По данным консалтинговой компании CORE.XP в структуре предложения офисов, продаваемых в нарезку блоками и этажами, лоты площадью от 1 тыс. до 3 тыс. кв. м составляют всего 6%. При этом такой формат остается максимально востребованным компаниями, которым необходим офис для размещения штаб-квартиры. В спросе такие блоки занимают 18%.
Согласно данным CORE.XP, по состоянию на сентябрь 2025 года для покупки было доступно 3,9 млн кв. м офисных площадей классов Prime, A и В +. Из этого объема в существующих объектах экспонируется около 455 тыс. кв. м, еще 895 тыс. – в бизнес-центрах с вводом в эксплуатацию в 2025 – 2027 годах и основная часть – 2,5 млн кв. м (или 65% объема) заявлена в новых объектах, которые могут выйти на рынок в 2028 – 2030 гг.
В проектах, реализуемых блоками и этажами, сейчас доступно около 1,9 тыс. помещений (во всех классах, которые сейчас в продаже, и без учета зданий, которые на данный момент предлагаются к покупке целиком). При этом 90% из них составляют офисы площадью до 500 кв. м, тогда как на помещения размером от 1 до 3 тыс. кв. м приходится только 6% предложения в штуках и 35% в квадратных метрах (191 тыс. кв. м). Данный формат площадей является дефицитным и быстро вымывается с рынка.
В структуре спроса за январь – сентябрь 2025 года на блоки до 500 кв. м пришлось 20% (99 тыс. кв. м) от общего объема сделок за период, на диапазон от 1 тыс. до 3 тыс. кв. м пришлось 18% сделок купли-продажи в метрах (81 тыс. кв. м). Данный показатель для крупных лотов является высоким, учитывая бюджет покупки.
Как добавляют эксперты, основной объем сделок за период был сформирован за счет покупки зданий целиком, что по сути является отдельным типом транзакций. В числе примеров – покупка РВБ проекта Легион I, сделка компании Лукойл с AFI2B и приобретение Т-Банк здания Телеграфа.
«Девелоперы предлагают офисы в небольшую нарезку – до 500 кв. м, так как стремятся прилечь инвесторов с меньшими бюджетами, в том числе непрофессиональных игроков. Деление этажа на лоты позволяет повышать стоимость квадратного метра и при этом существенно снизить бюджет покупки, расширяя покупательскую аудиторию», - комментирует Ирина Хорошилова, Старший директор, руководитель департамента офисной недвижимости и направления интегрированных решений для клиентов CORE.XP.
В высококачественных объектах, расположенных в престижных деловых коридорах, на данный момент не хватает предложения офисов от 1 тыс. кв. м, которые могли бы использоваться для размещения штаб-квартиры, а также являться инвестиционным активом. В числе доступных к покупке вариантов – деловой центр VALTRI в Белорусском бизнес-кластере, БЦ Rublevo Business Park (Tower B), Stone Ходынка 2, OPUS, AHEAD, ONE, PORTA, MIND.
«На этапе старта проекта VALTRI мы выводили в продажу по половине этажа, то есть по 600 кв. м. Мы допускали, что даже такая нарезка может оказаться для потенциальных резидентов крупной, так как минимальный чек за лот был на уровне 350 млн рублей. Но на практике мы получаем запросы только на площади от одного этажа – примерно 1200 кв. м, и более – 3 - 4 этажа. По итогам первых пяти месяцев реализации мы продали порядка 35% объема, который был выведен на старте продаж в апреле 2025 года: заключили сделки с крупнейшими компаниями, в том числе, из нефтегазового и IT сектора. Более того, у нас есть запросы на экспонируемые площади в текущей реализации. Мы рассчитываем, что до конца этого года будет заключена сделка еще на 2400 кв. м минимум. Интересанты, главным образом, ищут офис для размещения собственной штаб-квартиры. Но они учитывают, что при необходимости смогут быстро сдать площади в аренду и получать высокий доход. Таким образом, мы полностью пересмотрели модель с нарезкой площадей», - комментирует Владислав Степанов, основатель, генеральный директор ESVE Group.
Формат покупки офисов этажами остается привлекательным для инвесторов, но при условии, что проект имеет достаточно короткий срок ввода в эксплуатацию и в ближайшей перспективе начнет окупаться. Также на рынке активна категория крупных конечных пользователей, которые ориентируются не на стоимость квадратного метра, а на стадию готовности объекта. Такие компании покупают площади к моменту завершения строительства по максимальной цене, стремясь быстро заехать в уже готовый объект с реализованной концепцией.
По прогнозам аналитиков, дефицит лотов от 1 тыс. кв. м на продажу будет сохраняться, что обусловлено корректировкой сроков ввода новых объектов в эксплуатацию, нехваткой ликвидных проектов и желанием собственников привлечь инвесторов за счет более мелкой нарезки.